САЛОН КНЯГИНИ ЗИНАИДЫ ВОЛКОНСКОЙ
Если бы вы оказались в России 1820-х годов и вам захотелось бы отвести душу за приятной беседой, то наверняка вы бы захотели попасть в салон.
После того, как русская армия вошла в Париж, и общество вместе с ней познакомилось со всеми прелестями французской культурной жизни, в России начинают появляться салоны наподобие парижск"Царица муз и красоты"
Одной из блистательных дам, устраивавших салоны, была княгиня Зинаида Волконская. Она получила приличное домашнее образование, привившее ей любовь к наукам и искусству.
Знакомая с русской историей, этнографией и археологией, начитанная, харизматичная княгиня, обладавшая, ко всему прочему, красотой и великолепным голосом, моментально стала хозяйкой «волшебного острова», куда съезжались люди самых разных искусств и талантов. Веневитинов, Хомяков, Вяземский, Погодин. Был там и Пушкин. Известно, что поэта Волконская покорила своим исполнением его строк под музыку Иосифа Геништы:
«Погасло дневное светило,
На море синее вечерний пал туман».
Туда ходили журналисты, профессора, сановники, писатели и художники. Этот «волшебный остров» запечатлел Григорий Мясоедов.
Александр Пушкин посвятил салону Зинаиды Волконской следующие строки:
Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений...
Атмосферу салона украшала красивая легенда о неразделенной любви к Волконской поэта Дмитрия Веневетинова, который рано ушел из жизни.
Как независимый салон вдруг стал неугодным
Салон Волконской, расцветший в середине 1820-х, мог бы просуществовать дольше, если бы не восстание декабристов. А точнее, политическая независимость салона на фоне громких политических событий. В то время, когда мать Волконского, приговоренного к каторге, отреклась от сына и поехала в Москву на коронацию Николая I, Зинаида Волконская устроила пышные проводы своей невестки Марии Волконской, которая добровольно отправлялась на каторгу вместе со своим мужем. В тот вечер в салоне играла музыка в исполнении известнейших музыкантов и певцов Италии.
«Прекрасное итальянское пение привело меня в восхищение, а мысль, что я слышу его в последний раз, делала его для меня еще прекраснее. <...> Я говорила им: «Еще, еще, подумайте только, ведь я никогда больше не услышу музыки!» Пушкин, наш великий поэт, тоже был здесь», - вспоминала Мария Волконская.
Эта политическая демонстративная независимость привела к тому, что за Волконской установили тайный надзор. На нее доносили как на самую непримиримую женщину, готовую разорвать на части правительство.
В итоге, Волконская покидает страну, перейдя в католичество. Она обосновывается в Риме, где продолжает салонную деятельность. Ее виллу в разное время посещали Николай Гоголь, Брюлловы, Федор Бруни, Александр Иванов