
Как известно, конную статую основателя Петербурга выполнил французский скульптор Этьеном-Морисом Фальконе в 1768—1770 годы по приказу императрицы Екатерины Великой. Однако голову сделал другой ваятель — ученица Фальконе Мари-Анна Колло. Сам Фальконе много раз переделывал голову Петра, но результат не нравился ни ему, ни государыне. Мари-Анне Колло однако удалось создать голову, которая была признана лучшим вариантом. Особенностью ее творения стало то, что зрачки были выполнены в форме сердечек. Существует легенда, что так барышня хотела признаться в любви к своему уже немолодому учителю.
Но есть и более прозаичное объяснение. Дело в том, что такая форма выемки на глазах памятника создает иллюзию падающего света и блика. В результате взгляд статуи выглядит более «живым». Это просто скульпторская хитрость, о которой Колло, наверняка, знала, т.к. специализировалась именно на скульптурных портретах.


***
