Фотографии и текст Сергея Клочева
1.
. Вот удивительное дело, вокруг человеческих городов живет великое множество всяких зверей и птиц, некоторые — совсем близко к человеку. Лисы — не исключение, они живут рядом с нами, но почему-то в человеческом восприятии они всегда остаются лесными жителями. Как бы рядом они не жили, всё равно каждая встреча с ними воспринимается человеком как прикосновение к дикой жизни.
10. И вот в этом году я решил взяться уже по-серьёзному.=) Лисы в нашей местности начинают строить норы примерно в феврале-марте, а в апреле у них появляются лисята, которые обычно к началу мая начинают показывать нос из норы.
Когда идёт основное строительство, искать нору относительно просто. Лиса для дома выбирает обычно сухое песчаное место с обязательным присутствием воды. Это быть может ручей, лужа или даже болотинка, но вода в 3-5 метрах от норы должна быть обязательна.
11. В процессе строительства лиса выбрасывает песок из норы, иногда на довольно большое расстояние, который очень ярким пятном лежит на мартовском снегу. =) Вот по этим свежим песчаным пятнам я норы и искал. Где искать — не выбирал, само получилось. Если интересно, то вот территория моих поисков в этом году . Эту площадь я прошёл не раз и не два, а существенно больше, обходя все тайные и не проходные участки.
12. На всей этой территории получилось найти 6 нор, но с очень большой долей вероятности это не все, должно быть ещё. Одна нора оказались на территории Нижнего парка, туда много не находишь в туристический сезон, хоть и с пропуском, поэтому после нескольких походов я её отмёл, хотя краем глаза все равно присматривал.
13. Три норы оказались (или казались) брошенными. Из оставшихся, одна имела слишком неудобный подход: идти трудно и долго, пока дойдёшь — все ноги переломаешь. А вот последняя нора оказалась просто подарком судьбы: открытая, светлая, пусть на окраине, но всё-таки в городе. Рядом была свалка, на которой можно легко найти материал для засидки, если понадобиться. Вот я и начал приучать жителей этой норы к своему запаху. Каждый день, приходил и оставлял неподалеку что-нибудь съедобное, в основном, куски курицы. Целей, на самом деле, было две: первая — убедиться, что есть лисята, вторая — чтобы они привыкли к моему запаху.
14. Когда сомнений, в том что лисята есть, не осталось, решил, что пора построить какое-нибудь укрытие для съемки. В один из вечеров на майских праздниках взял инструменты, гвозди и отправился строить…
На норе, стояла машина, и компания из нескольких молодых людей, разложив не хитрую снедь в стеклянной таре, прямо на пне, куда лис приносил еду для лисят, отмечала праздник. С песнями, плясками и шашлыками. Разочарование было сильнейшим, даже не знаю с чем сравнить, как будто сначала дорогой подарок дали, а потом грубо отобрали.
Русский человек — он просто непостижим. Как можно пробраться через свалку, чтобы на её окраине отмечать праздник — просто ума не приложу. Кругом парков больше, чем жителей, однако их место не смущало.
15. На следующий день, нора оказалась пустой, родители увели лисят в другое, более спокойное место. Лирическое отступление, которое меня тоже очень сильно поразило: компания после себя не оставила ни одной бумажки, ни одного пакета, всё убрали за собой… Куда увели лисят — я не нашёл, но потом несколько раз встречал лиса с едой в пасти, значит не погибли, а просто сменили дом.
16. Оставалось только пробовать с неудобной норой, но перед этим я для очистки совести прошёл по брошенным норам…
Тут тоже надо немного пояснить. Каждая пара лис строит несколько нор, одна из которых — основная, остальные — запасные, которые меняются в процессе загрязнения всякими паразитами. Поэтому даже кажущейся брошенной нора в один из моментов может и зажить. =) Вот это и произошло. В одну из нор, ту, что расположена, можно сказать в географическом центре Петергофа, переселились лисы. Свежая гора песка и малюсенькие следы лисят…
17. Эту нору лисы сделали в небольшом холме. Два выхода из неё были направлены в кусты, а с противоположной стороны холма был ход в воронку, окруженную зарослями черемухи. В нескольких метрах проходит оживленная тропа, но нора так удачно расположена, что не просматривается ни с какой стороны, можно только наткнуться на неё. Мимо идут люди разговаривают, собаки бегают, велосипедисты едут, а рядом лисята играют, и никто никому не мешает, т.к. не видит.
18. Долго думал, что сделать в этой ситуации. Снимать, сидя под кустом — не вариант, лисята пугаются, строить что-то — так если начну доски таскать, то внимание привлеку. Решил просто и тупо поставить палатку, она была куплена в Финляндии несколько лет назад за какие-то копейки, если украдут — не жалко.
19. Достал, распаковал и обомлел… Палатка оказалась ярко-серебристого цвета, хотя на рисунке, как и положено, была нарисована зелено-пятнистая. Но делать уже было нечего: или совсем без лис остаться, или пробовать с этой засидкой. Думал, украдут в первый же день, но нет, никто не тронул. Кому надо в кусты забираться? =) Я её прикрыл ветками черемухи и на пару дней оставил, что бы привыкли. А когда пришёл…
20. А когда пришел, сбылась, наконец, мечта идиота — лисье семейство в самом центре, пусть и не большого, но города…
21. Все фотографии были сняты в первый же день, как я залез в свою палатку. Поэтому они не очень-то и сочетаются с рассказом. Повествование про жизнь этого лисьего семейства я оставил на вторую и третью часть, так что дальше будет интереснее. =)