chatcher2012 (chatcher2012) wrote,
chatcher2012
chatcher2012

Categories:

7 самых известных конных памятников

7 самых известных конных памятников Петербурга

Вклассическом искусстве лошадь была одним из любимых животных большинства скульпторов. «Культура.РФ» рассказывает об известных конных памятниках Клодта, Монферрана и других отечественных мастеров.

Памятник Петру I

Самый первый памятник Петру I (сегодня его еще называют Коннетаблем) поручили создать Карло Бартоломео Растрелли еще при жизни императора. Петр лично заказал монумент в ознаменование победы над шведами в Северной войне.

Растрелли вдохновлялся триумфальными статуями римских императоров, поэтому сама скульптура получилась так похожа на конную статую Марка Аврелия в Риме. В 1725 году Петр I умер, а памятник так и не был закончен — работа над ним длилась до конца 1750-х годов. Ей руководил уже сын Растрелли — Франческо Бартоломео. Он предлагал установить монумент на площади перед Зимним дворцом, но получил отказ.

В 1799 году по указу Павла I монумент установили на площади перед Михайловским замком. Специально для памятника Федор Волков создал гранитный пьедестал, украшенный скульптурными барельефами с изображениями «Полтавской баталии» и «Битвы при Гангуте», выполненные под руководством Михаила Козловского. На памятнике оставили надпись «Прадеду — правнук».

Медный всадник

Памятник Петру Великому, который стали называть Медным всадником с легкой руки Александра Пушкина, был создан по заказу Екатерины II французским скульптором Этьеном-Морисом Фальконе. Изначально Екатерина видела памятник как статую Петра в облике римского императора с жезлом или скипетром в руке. Государственные сановники тоже предлагали варианты: Якоб Штелин советовал изобразить Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы; Иван Бецкой — сделать фигуру во весь рост с жезлом в руках.

Однако Фальконе проявил настойчивость, и в результате Медный всадник получился таким, каким мы его знаем сегодня: «Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побежденных им трудностей».

Работа над памятником была долгой и кропотливой. Три года ушло на создание модели всадника: по просьбе скульптора гвардейский офицер ежедневно по много часов подряд ставил на дыбы императорского скакуна, а Фальконе зарисовывал его фигуру с натуры. Голову императора вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло, а змею — Федор Гордеев. Отливкой статуи вместе с пушечных дел мастером Емельяном Хайловым занимался сам Фальконе. Наконец, в 1782 году на монолитной скале, известной под названием «Гром-камень», установили фигуру всадника. На постаменте было начертано «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782». Памятник произвел сильное впечатление на современников, князь Трубецкой писал: «Монумент Петр Великий украшение городу великое сделал, и я уже третий раз, как объезжаю его и не могу еще наудовольствоваться. Ездил нарочно на Васильевский остров, смотреть и оттудова — совершенно хорошо».

Нарвские ворота

Нарвские ворота были возведены в 1814 году в честь возвращения русских войск из Заграничного похода, где они одержали победу над Наполеоном. Так как ворота сооружались в спешке — они должны были исполнить роль триумфальной арки, через которую в город вошли бы воины-победители, — изначально их построили из дерева. Автором ворот стал Джакомо Кваренги, придумавший проект однопролетной арки с колесницей славы, запряженной шестеркой лошадей. Скульптурное оформление выполнил Иван Теребенев. Но через десять лет деревянные ворота обветшали и пришли в негодность — тогда было решено возвести новую арку из кирпича, облицованного медными листами.

Проектирование ворот поручили Василию Стасову, а скульптурные работы выполнили Петр Клодт, Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский. Они создали статую Победы с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках, на колеснице, запряженной шестеркой лошадей. В нишах ворот расположили фигуры древнерусских воинов. Курировал строительство лично Николай I — он утверждал все скульптурные модели. В годы войны ворота сильно пострадали, но это не помешало им в 1945 году вновь стать триумфальной аркой: через них прошли воины-победители Великой Отечественной войны.

Арка Главного штаба

Первоначально арку Главного штаба должны были украшать две женские фигуры, держащие российский герб, — именно такой проект утвердил Александр I. Однако сменивший его на престоле Николай I решил сделать арку символом славы русской армии — тогда ее решили увенчать конной группой Победы. Скульптуру должен был сделать Александр Трискорни, но в итоге ее доверили отечественным мастерам Степану Пименову (он выполнил Нику и правого воина) и Василию Демут-Малиновскому (он создал коней, колесницы и левого воина). Расположение такой массивной скульптуры на вершине арки вызывало множество вопросов: если бы все фигуры были металлическими, монумент бы весил неподъемные 80 тонн. Тогда приняли решение сделать из чугуна только каркасы фигур, а сверху обложить их медными листами — это снизило вес в пять раз.

Аничков мост

Современный Аничков мост появился лишь в середине XIX века, хотя переправа на этом месте существовала с начала XVIII столетия. Когда в 1841 году мост был торжественно открыт, газета «Северная пчела» написала: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми — смело скажем, единственными в мире». Знаменитые фигуры коней, украшающие мост по сторонам, выполнил скульптор Петр Клодт.

В 1841 году на мосту установили покрашенные гипсовые статуи — а бронзовые статуи были готовы через год. Однако тогда Николай I решил подарить их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, а на Аничковом мосту оставить гипсовые. Только через два года после открытия моста на нем появились новые бронзовые кони.

Впрочем, на этом эпопея со статуями не закончилась — еще через два года Николай II подарил их королю Сицилии Фердинанду II, а их место снова заняли алебастровые копии. Клодт решил воспользоваться этим и создал для моста новые скульптурные композиции — «Покорение коня человеком». Сын Клодта Михаил вспоминал: «В Павловске отец завел лошадь Серко. Серко, старый ветеран придворной конюшни, совершенно белый, служил отцу моделью, когда он лепил аничковых коней. <…> Другая лошадь — Амалатбек — тоже модель для аничковых лошадей, была белая арабская, послушная и прекрасно, безукоризненно сложенная. Отец дрессировал ее: она, по его приказу, становилась на дыбы и принимала всевозможные позы». Новые статуи были готовы в 1850 году — четыре разные скульптурные группы, показывающие процесс укрощения коней».

Памятник Николаю I

Шестиметровую конную статую Николая I установили на Исаакиевской площади через четыре года после кончины императора — в 1859 году. Автором проекта стал Огюст Монферран, а саму скульптуру выполнил Петр Клодт, который смог создать первую в мире конную статую, стоящую на двух точках опоры. Это удалось сделать благодаря металлическим прутьям, вставленным в ноги лошади, а не из-за насыпанной в круп лошади дроби, как считали современники.

Император изображен в форме лейб-гвардии Конного полка, шефом которого он являлся. Для фигуры лошади Клодту позировал жеребец Николая I Амалатбек. Пьедестал памятника выполнен из мрамора и гранита — его украшают аллегорические фигуры Силы, Мудрости, Правосудия и Веры. Для них скульптору Роберту Залеману позировали дочери императора Мария, Александра и Ольга. На постаменте находятся четыре барельефа, которые отражают ключевые события царствования Николая I: восстание декабристов, подавление Холерного бунта, издание «Свода законов Российской империи» и открытие Николаевской железной дороги.

Памятник Александру III

Памятник императору Александру III работы Паоло Трубецкого пользовался, пожалуй, наименьшей любовью горожан. Скульптор работал 8 лет, ему позировали конь императора и похожий на Александра III швейцар Государственной думы, а Николай II не пожалел на памятник больше миллиона рублей. Однако современники работу не оценили. После открытия монумента в центре Знаменской площади (современной площади Восстания) в народе появилась эпиграмма:

Tags: это нужно знать
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments