chatcher2012 (chatcher2012) wrote,
chatcher2012
chatcher2012

Categories:

Лютеранская церковь Святого Петра ( 1833- 1838), в Санкт-Петербурге (Невский проспект, 22-24).

Лютеранская церковь Святого Петра ( 1833- 1838), А.Брюллов
Церковь Святых Петра и Павла (более известна как Петрикирхе) — лютеранская кирха, располагающаяся в Санкт-Петербурге (Невский проспект, 22-24).






В 1737 году в церкви состоялось освящение органов, считавшихся лучшими в Санкт-Петербурге.
В 1740 г. по приказу «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» были снесены все деревянные здания, выходящие на Невский проспект — главную улицу города, включая и два дома, принадлежавшие церкви Св. Петра. На их месте в 1747 г. по проекту К. Кемпфа построили новые, каменные здания.

В 1747-1748 и 1750-1752 годах по проекту И. Г. Кемпфа перед церковью построены новые каменные здания. Между ними располагались ворота. В 1760 году при реконструкции храма над башней был сооружён шпиль.






В 1799 году архитектором Д. Феррари здание школы было надстроено третьим этажом. В 1820-1830х годах здание церкви было окружено четырьмя служебными флигелями. Это были доходные дома, кроме того здесь располагались квартиры служителей.



К 1830-м годам здание немецкой церкви обветшало, было принято решение о постройке здесь нового храма. В объявленном архитектурном конкурсе участвовали А. П. Брюллов, П. Жако, Е. Ф. Паскаль, Г. Р. Цолликофер и А. Ф. Крих.
Лучшей из пяти представленных работ был признан проект Александра Брюллова, брата знаменитого художника Карла Брюллова. Старое здание снесли летом 1833 г., а 21 августа было заложено новое.

Тему иноверческого лютеранского храма Брюллов решил раскрыть при помощи форм , заимствованных из средневекового зодчества Западной Европы, где лютеранство широко распространилось еще с XVI века.



Главный фасад церкви, обращенный к Невскому проспекту, оформлен двумя призматическими башнями, между которыми разместился портал главного входа. Портал выполнен как перспективный, т. е. составленный из арок постепенно уменьшающихся в размерах. Подобная схема активно использовалась при строительстве храмов во Франции и других странах Зап.Европы в X – XI веках ( романский стиль). Однако новое здание должно было занять место на Невском проспекте, среди построек XVIII – н.XIX века, необходимо было придать фасадам строгость, характерную для архитектуры классицизма.



Симметрия, гладкость стен, светло - желтый цвет и детали здания все это связало здание со временем ,в которое оно было построено. Духом романской архитектуры был пронизан и огромный зал церкви. Его высокие своды опирались на гранитные столбы и колонны, поражали великолепием . Особенной выразительностью отличалось «Распятие», созданное братом архитектора К.П.Брюлловым.







Алтарь церкви украсила большая картина кисти Карла Брюллова, изображавшая распятие. В нижней части алтаря находилось полотно Гольбейна-младшего «Иисус с Фомой неверующим», а по обе стороны — круглые изображения Святых Петра и Павла, также творения Брюллова.
В 1840 г. в церкви был установлен большой орган фирмы Валькер (Людвигсбург, королевство Вюртемберг). В 1863 г. в западной башне церкви появились колокола, изготовленные в Бохуме (Вестфалия), а в 1864 г. церкви были пожертвованы 2 витража.



Церковь стала первым в России зданием общественного назначения, в котором были применены внутренние чугунные несущие колонны, образующие подобие ярусного каркаса.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments