chatcher2012 (chatcher2012) wrote,
chatcher2012
chatcher2012

Все оттенки черного в мировой живописи


Черный цвет по своей природе – это сочетание всех цветов воедино, и несет он в себе ассоциацию с ночью и темнотой, иногда с разрушением, смертью, пустотой и печалью. Данное толкование берет свое начало с первобытных времен, когда в представлении древних людей ночь ассоциировалась со злом и враждебными силами. Но так ли страшен на самом деле этот цвет? Обратившись к истории живописи, можно постичь всю суть и красоту черного.

Немного о природе черного цвета



Как уже доказано, черный поглощает энергию человека и оставляет зрение бессильным, что является угнетающим фактором. Поэтому этот цвет во многих странах является символом зла, смерти и скорби. Но есть народы, позитивно относящиеся к черному и всему тому, что с ним связано. К примеру, древние египтяне боготворили черный цвет, так как он вызывал у них ассоциации с плодородием земли. Африканские племена связывали этот цвет с дождевыми тучами и со счастливым браком.

На особом счету стоит черный цвет в мусульманских странах Востока. Он считается антиподом белому, который при ярком солнце ослепляет и приравнивается ко тьме. Китайцы черный ассоциируют с цветом неба и почитают его как царя всех цветов.                                      «Зонтики» Огюста Ренуара - симфония черного

«Зонтики».1881-1886). Национальная галерея. Лондон. Автор: Огюст Ренуар.
Под впечатлением от этого спора Ренуар напишет картину «Зонтики», которая станет настоящей симфонией черного цвета. И, как видим - в шелке и в бархате, в глубине корзины, на полях шляпы и на верхушках раскрытых зонтов, в кожаных перчатках и в детских сапожках он прозвучал по-разному. Однако чисто черного цвета мы на картине совершенно не увидели, так как художник создал его иллюзию при помощи других цветов и оттенков.
Девушки в черном. 1881 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Автор: Пьер Огюст Ренуа

Люди в черном на полотнах старых европейских мастеров разных эпох

Черный цвет в изобразительном искусстве.
Из вышесказанного напрашивается вывод, что в западных культурах и их традициях черный цвет несет в себе траур и меланхолию, а в восточной - философский божественный смысл.

Однако такая четкая категоричность не всегда уместна, ибо отношение к этому цвету во все времена было противоречиво, вне зависимости от культуры. Так, к примеру, в раннем средневековье в Европе было полное неприятие этого цвета. Но уже с 14 столетия он стал весьма популярным. Это произошло по той причине, что черная краска была гораздо дешевле, нежели другие, которые использовались при окрашивании тканей.
Богоматерь. Утешение. Автор: Бугро Адольф Вильям
К тому же в странах Западной Европы усилился культ Богоматери, символом которой являлся черный цвет. Но особую лепту в популяризацию этого цвета внесли итальянские купцы, относящиеся к непривилегированному сословию. И согласно закону, им запрещалось носить одежды пурпурного цвета. В знак протеста они облачились исключительно в черные платья.
Портрет принца Дона Карлоса. Автор: Санчес Коэльо.
Неожиданно все заметили, что черный - весьма изысканный и соблазнительный. Вся Италия, а позже и Европа была поглощена модой на костюмы и платья из черной ткани.
Дама в мехах. Автор: Эль Греко.
И, так как мастера кисти всегда шли в ногу со временем, популярность черного отразилась в полной мере в их произведениях. Заглянув в историю искусства тех далеких веков, можно увидеть, что на полотнах европейских живописцев преобладают портреты прекрасных дам и кавалеров облаченных в черные одежды.
Автопортрет. Автор: Рембрандт.
Дама с веером. Автор: Диего Веласкес.
Изабель Клара Евгения. Автор: Пантоха дела Крус.
Дама с веером. Автор: Санчес Коэльо.
Lina Cavalieri. Автор: Джованни Болдини.
Marchesa Luisa Casati with a Greyhound. Автор: Джованни Болдини.
Lady Lina Bilitis with Two Pekinese. Автор: Джованни Болдини.
Портрет Кэйтлин Ньютон. Автор: Джеймс Тиссо.
Вдова. Автор: Джеймс Тиссо.
Продавщица. Автор: Джеймс Тиссо.
Письмо. Автор: Джеймс Тиссо.
Воспоминания. Автор: Фредерик Лейтон.
Элизабет Винтроп Чанлер. 1893. Автор: Джон Сингер Сарджент.
Леди Сэссун 1907. Автор: Джон Сингер Сарджент.
Madame Frederic Reiset. Автор: Доменик Энгр.
Mademoiselle Jeanne Suzanne Catherine Gonin. Автор: Доменик Энгр.
А еще справедливости ради стоит заметить, что передача черного цвета в живописи - непростое дело. Например, Казимир Малевич на создание пресловутого «Черного квадрата» потратил не мало времени. Впоследствии он создал еще три «Черных квадрата», однако все варианты не были похожи друг на друга ни фактурой, ни цветом.
Вся суть этого творения заключалась в смешивании красок и пропорциональном их отношении.
Источник: kulturologia.ru
Tags: chatcher2012
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments