Петергоф
О том, что Петергоф заложил Петр I, желавший получить на берегу Финского залива морскую резиденцию “западного типа”, знают все. То, что нынешний дворец не имеет к первому русскому императору отношения, осознают немногие. Первый дворец в Петергофе был сух и скромен, как все постройки Петра, отличавшегося непритязательным вкусом.
Нынешнее великолепие – заслуга его дочери Елизаветы: в 1745–1755 годах ее любимый архитектор Растрелли перестроил Большой дворец. Дворец и правда большой – его длина двести шестьдесят восемь метров, – но довольно узкий. Залов в нем около тридцати. Сильное впечатление производит на публику парадная лестница – огромная высота, обилие золоченой резьбы по дереву, аллегорические статуи времен года.
Но, если честно, больше всего людям в Петергофе нравятся не интерьеры дворца, а знаменитый парк с обилием фонтанов – в центре самый эффектный “Самсон, разрывающий пасть льва”, установленный в 1735 году в честь празднования годовщины победы над Швецией при Полтаве (она случилась в День святого Сампсония, и на гербе Швеции имеется лев).
Ораниенбаум формально относится к Петергофу – это его конечная точка, дальше море и Кронштадт. Изначально земли принадлежали Меншикову, после его опалы царская семья забрала всё себе.
Самым знаменитым “постояльцем” Ораниенбаума был Петр III – здесь он играл в солдатики с живыми рекрутами, невольно подстегивая слухи о своем слабоумии. Петр был убит в 1762 году, тогда же Екатерина начала строить себе в Ораниенбауме Cобственную дачу. Самая лучшая ее